1-11 класс
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника. Профориентационная работа реализуется через образовательную и внеурочную деятельность.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
• Профессиональной просвещение;
• Профессиональная диагностика;
• Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
• Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
• Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
• Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы
• Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
• Представления о собственных интересах и возможностях;
• Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
• Участие в проекте "Билет в будущее"
8-9 классы:
• повышение уровня психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
• Реализация курса «Первая профессия»
• формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
• знакомство со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров– Профессиональное самопознание;
• профпробы
• Участие в проекте "Билет в будущее"
10-11 классы:
• Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
• Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
• Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.
Работа с учащимися:
• Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.
• Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
• Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
• Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
• Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
• Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
• Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
• Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
• Проведение профпроб
• Участие в проекте "Билет в будущее"
Работа с родителями:
• Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
• Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
• оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
• выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
• получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
• выработка гибкой системы сотрудничества обучающихся среднего общего образования с учреждениями дополнительного и профессионального образования